Из летописного рассказа 980 года и
свидетельствований других древних памятников ясно, что языческие божества в
древнем Киеве изображались в виде людей, имели их облик. Об этом же
свидетельствуют находки каменных статуй богов на Подолье и в Новгороде, а также
сообщения Ибн-Фадлана о поклонении купцов-русов главному идолу с лицом, похожим
на человеческое.
Чтобы умилостивить богов, наши далекие предки приносили им, а
также духам умерших предков и обожествляемым предметам различные дары.
В основе жертвоприношений лежат представления о вмешательстве
божеств в жизнь и деятельность людей. Божествам подносили в дар первый урожай,
первый приплод. По свидетельству Густынской летописи, идолу Перуну, стоявшему в
Киеве, приносили различные жертвы и пламя огня: «Ему же, как богу, жертву
приносили и огонь неугасающий из дубового дерева постоянно палили». Божествам
предназначались в дар также пахучие цветы, венки из них, травы. По сообщению
Константина Багрянородного, русы, приезжавшие на остров Хортица, возле
огромного дуба приносили в жертву живых петухов, а также хлеб, мясо и все
остальное, что было у них. По Ибн-Фадлану, русы своим богам жертвовали овец и
быков.
О жертвах заклания упоминает еще Прокопий Кесарийский,
который говорит, что славяне с VI века поклонялись богу молнии, приносили ему в
жертву быков и другие дары. Такими жертвами люди словно ублажали богов, спасая
свою жизнь.
Иногда жертвенный обряд принимал жестокие формы: в жертву
приносили живых людей, в частности детей. Об этом ясно говорит Нестор в
«Повести временных лет», вспоминая жертвы заклания в Киеве на Перуновом холме в
980 году: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих
сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю
жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот». В
приведенном примере имеется в виду именно заклание людей, иначе Нестор пролитие
крови не назвал бы осквернением земли.