Примечательно, что лапти плелись на одну ногу, без
различия левой и правой.
В русском языке осталось множество пословиц и поговорок,
связанных с лаптями. Вот некоторые из них: «Жениться – не лапоть надеть»,
«Лапти подковырки не стоят», «Это – как лапоть сплесть», «Без снаряда и лапоть
не сплесть», «Сапог с сапогом, лапоть с лаптем», «И мы не на руку лапоть
обуваем», «Не берись лапти плести, не надравши лык», «Лапти плетешь, а концов
хоронить не умеешь», «Путает, словно кашу в лапти обувает», «Станешь лапти
плесть, коль нечего есть», «Правда в лаптях, а кривда хоть и в кривых, да в
сапогах».
//-- Сапоги --//
Теперь расскажем о сапогах, которые в предыдущем очерке столь
часто оказывались рядом с лаптями.
Для того чтобы не возвращаться к этому сюжету впредь, выйдем
за хронологические рамки Древней Руси и сообщим о сапогах времен более поздних.
Сапоги, как и лапти, были и мужской и женской обувью с
голенищами различной длины, из кожи или ткани. Существует множество версий о
происхождении этого слова. Ученые-этимологи находят корни названия «сапог» и в
старославянском, и в прибалтийских, и в монгольском, и в тюркских языках.
Однако общее у всех этих слов то, что в каждом из них первоначальный смысл
заключен в определении формы слова.
Это – дымоход, трубка, сабля, стебель, а в маньчжурском и
печенежском языках «саб» и «сапай» – «обувь с голенищем». Как бы то ни было, но
сапоги получили широкое распространение во времена татаро-монгольского ига. Они
имели загнутые кверху носы, что свидетельствовало об их восточном
происхождении, и были удобны для верховой езды. Сапоги всегда противопоставлялись
лаптям и постолам – обуви простолюдинов – и были принадлежностью чаще всего
воинов и состоятельных людей из других слоев общества.
Выходные, нарядные сапоги шились из цветной кожи или бархата,
расшивались шелком, жемчугом, а то и драгоценными камнями.
Австрийский посол в Москве, барон Сигизмунд Герберштейн,
побывавший в России в первой трети XVI столетия, так описывал сапоги москвичей:
«Сапоги они носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен, а
подошвы у них подбиты железными гвоздями».
//-- Одежда простонародья – рубаха, порты и понёва --//
Одежда простых людей была в Древней Руси весьма
незамысловатой: мужчины носили портки (порты) – штаны из грубого полотна –
и длинные рубахи такого же качества. Женщины одевались в рубахи и платья
бесхитростного покроя, с течением времени усложняя и совершенствуя свой
гардероб. Древнейшим элементом женской одежды была понёва, набедренная одежда
замужних женщин, которую носили поверх рубахи.
//-- Аксамит – византийский бархат --//
По-иному обстояли дела у людей богатых и знатных. Кроме
обиходной одежды, изготовлявшейся из лучших сортов полотна, их платье шилось не
из домотканого холста, а из иноземных тканей, привозимых купцами из дальних
стран – Византии, Китая, Ирана.
Древнерусская знать носила одежду из аксамита – ткани ручной
выработки, похожей на бархат. Это была чаще всего золотая или серебряная
материя, плотная и ворсистая, с травами, узорами и разводами разных цветов.
Аксамит привозили на Русь из Византии, и он шел на нужды княжеских дворов,
считаясь принадлежностью высокородных особ.
Аксамит спадал с фигуры большими жесткими складками, придавая
фигуре особенные достоинство и величие.
Он вышел из моды после 1717 года, когда в России стали
работать первые мануфактуры по производству шелковых тканей и парчи.