С различными напитками – медом, пивом, брагой,
вином, а потом и с водкой – связано в истории России очень многое.
Не было почти ни одного значительного события, которое
отмечалось бы без возлияний – будь то рождение ребенка, свадьба, похороны или
же постройка избы, спуск на воду корабля, покупка какой-нибудь вещи: сапог или
шубы, поросенка или коровы.
Общительность, или, как потом говорили, артельность,
свойственная русским людям испокон веку, требовала и соответствующих форм
изъявления этих качеств.
Собираться «миром», на котором для русского человека, как
известно, и смерть была красна, издавна стало одним из непременных обычаев.
Дома, в избе или же под открытым небом делать это было не всегда удобно, и
потому люди часто шли в корчму.
Корчма – общественное заведение во всех славянских землях,
где собирались мужчины и женщины для питья и еды, нередко с песнями и музыкой.
В корчмах нередко творили суд, разбирали дела между приезжими, там находили
приют странствующие и путешествующие.
С XI века корчмы известны и в Древней Руси. В каждом русском
городе обязательно была хотя бы одна корчма, а в больших городах было их
несколько.
Сначала корчмы были вечевыми и городскими заведениями, а
потом перешли в ведение воевод, бояр и князей.
Как только такое происходило, тут же возникало противозаконное
корчество: пиво, брагу и хлебное вино начинали творить тайно – у себя в избах,
во дворах, в казармах и монастырях. Корчествовали все: и воеводы, и дьяки, и
городские головы, несмотря на жесточайшее преследование властей, лишавшихся
огромных доходов, которые они получали от целовальников – правительственных
кабачных сидельцев, торговавших вином.
Развитию корчества способствовал древний русский обычай –
платить за работу не деньгами, а водкой. В конце XVII века было объявлено, что
корчемником считается тот, кто «вино дает за работу или мастерство больше
ведра».